Доктор Воздвиженский о пластической хирургии в России

Имя пластического хирурга Ивана Сергеевича Воздвиженского хорошо известно в России как в профессиональной среде, так и среди многочисленных пациентов. Доктор медицинских наук, член общества реконструктивных, эстетических и пластических хирургов России, почетный лауреат правительственной премии РФ, автор свыше 90 печатных публикаций научных работ, он считается гуру в области отечественной эстетической медицины.

 

Пластический хирург Воздвиженский Иван СергеевичПластический хирург Воздвиженский Иван Сергеевич

 

Наш сегодняшний разговор с доктором Воздвиженским – об особенностях национальной пластической хирургии: какой ее видит первоклассный врач, и к чему надо быть готовым обычному пациенту.

 

Вопрос: Как вы пришли в пластическую хирургию, ведь первоначально учились на стоматолога?

Д-р Воздвиженский: Я действительно окончил Московский медицинский стоматологический институт, и в моем дипломе написано «лечебное дело». Но затем были еще интернатура по детской хирургии, работа в скоропомощной детской больнице хирургом и травматологом, аспирантура по детской хирургии, заведование отделением детской косметологии… В 1994 году я принял участие в создании полноценного отделения пластической хирургии в Дорожной больнице имени Н.А. Семашко, куда были приглашены лучшие и многоопытные хирурги того времени – Виссарионов, Суламанидзе, Сарыгин, Бритун, их список большой. Им всем я ассистировал во время операций и таким образом учился у первоклассных специалистов. А постепенно стал все больше оперировать сам.

 

Вопрос: Кто он, хороший пластический хирург? Каким вы видите портрет настоящего профессионала?

Д-р Воздвиженский: Высококлассного специалиста характеризуют обширные знания: пластический хирург осведомлен о методиках, позволяющих ему свободно ориентироваться не только в эстетической, но и в общей, и в гнойной, и в экстренной хирургии. В противном случае возникновение внештатных ситуаций повлечет серьезные проблемы.

Хороший пластический хирург всегда предложит пациенту наиболее подходящий вариант помощи, с учетом всех нюансов и факторов. Женщине с плотным рабочим графиком, например, такой врач не станет предлагать операцию с длительным реабилитационным периодом.

Хирург должен иметь как минимум 5-летний стаж работы. Не исключаю, что есть более одаренные хирурги, которые блестяще оперируют, сразу же придя в профессию, но такое возможно лишь при условии, что они неотрывно стоят у стола, чего на практике не бывает.

Ну и в целом хирург должен говорить с пациентом на его языке и понимать не совсем обычные, на первый взгляд, запросы.

 

Вопрос: Что бы вы посоветовали людям, не имеющим знакомых в данной области медицины, но желающим изменить внешность пластикой? Об этом в Интернете написано много, но, может быть, вы бы выделили ключевые моменты…

Д-р Воздвиженский: Выбор пластического хирурга - процесс непростой. Лучше не поддаваться просто на рекламу: самые раскрученные хирурги не всегда самые хорошие. Нужно ходить, смотреть и слушать, сопоставлять и пытаться найти подходящий для себя вариант. Должна возникнуть твердая убежденность в правильности того, что вам говорят и обещают.

 

Вопрос: У вас есть какие-то запоминающиеся истории пациентов, решивших воспользоваться услугами пластической хирургии?

Д-р Воздвиженский: Лет 15 назад ко мне пришел взрослый мужчина, который попросил сделать ему ухо сатира, т.е. отрезать мочку ушной раковины. Сначала я отказался, но потом понял, что он все равно это сделает. После долгих обсуждений я согласился его оперировать, но на одной операции он не остановился. Мы оперировали уши пять раз, пока он не получил, что хотел. Все сотрудники клиники были в полном недоумении, но зачем это было нужно пациенту, я расспрашивать не стал. Он производил впечатление серьезного, уравновешенного человека: если так решил, значит, ему это необходимо. Вреда здоровью я не нанес, а самоутвердиться, скорей всего, помог.

Второй случай - когда в нашем отделении хирург, специализирующийся на коррекции половых органов, укорачивал половой член молодому человеку, которого об этом попросила жена. Все операционные сестры и анестезиологи искренне ему сочувствовали…

 

Вопрос: В каких случаях вы отговариваете от проведения операции?

Д-р Воздвиженский: Вот классическая ситуация: приходит женщина и говорит, что муж завел молодую любовницу (либо она сама завела молодого любовника), и просит омолодить ее на двадцать лет. В таких случаях у женщины часто отсутствует реальная оценка действительности – она живет эмоциями и готова на все для достижения своей цели. Конечно, можно ее всю «перекроить» и заработать много денег, но проблему это все равно не решит. Впрочем, отказывать ей совсем тоже нельзя. Надо помочь, но без фанатизма: сделать то, что не нанесет вреда здоровью, и в то же время изменит ее самооценку в лучшую сторону. Рассудок все равно к ней вернется, и тогда она сможет по-настоящему оценить работу хирурга.

Другой вариант, когда пациент просит изменить внешность, исходя из своих специфических представлений о «прекрасном». Таких случаев в последнее время становится все больше.

 

Вопрос: У вас есть «коронные» операции?

Д-р Воздвиженский: Есть. Блефаропластика, нитевой лифтинг, фейслифтинг. Нитевым лифтингом я начал заниматься одним из первых в нашей стране, это было шестнадцать лет назад. В то время мы работали вместе с Марленом Суламанидзе в одном отделении, и все становление методологии нитевого лифтинга в России проходило буквально на моих глазах.

 

Вопрос: Какие люди, в основном, составляют круг ваших пациентов?

Д-р Воздвиженский: Ко мне приходят преимущественно по рекомендациям зрелые адекватные пациенты с четкими представлениями о том, что им нужно и что они получат. На консультациях мы обговариваем детали. Мне не приходится объяснять все с самого начала. Каждый пациент находит своего врача. Я уверен, что типажи вроде Майкла Джексона у меня никогда не появятся.

 

Вопрос: Сколько операций вы делаете в неделю, есть ли время на личную жизнь?

Д-р Воздвиженский: Неделя на неделю не приходится. Когда уезжаю в другой город, то могу за 5 дней провести больше 20 операций… Летом в нашей работе ощущается явный спад, поэтому в этот период я много занимаюсь организационными вопросами. Что касается личной жизни, время на нее нахожу всегда. Дважды в год уезжаю на недельку «отдохнуть от цивилизации» в места, где нет мобильной сети и связь как у полярников, только в определенное время.

 

Вопрос: Как вы следите за новостями в профессии, ведь в вашей отрасли постоянно возникают новые методики?

Д-р Воздвиженский: Я предпочитаю живое общение с носителями информации, поэтому посещаю практически все конгрессы, которые проходят в Москве. Много езжу… В 2004 году я был в Колумбии на конгрессе с докладом и мастер-классом по нитевому лифтингу. Туда же со своим выступлением по МАКС-лифтингу приехал создатель этой технологии Патрик Тонард. Я оперировал свою пациентку, он - свою. Конечно, я не мог не зайти и не посмотреть: в то время о его методике никто у нас не знал, все выполняли SMAS. Мне очень понравился его подход, и с тех пор я оперирую по его методике с некоторыми национальными изменениями.

Есть такая пословица «Умный любит учиться, а дурак учить». Я – в золотой середине: с удовольствием учусь, до сих пор не упуская возможностей узнавать что-то новое, но и учу всех, кто хочет узнать что-то от меня.

 

Вопрос: Каковы стандарты взаимодействия с бывшими пациентами? Поддерживаете ли вы связь после проведения операции?

Д-р Воздвиженский: Бывших пациентов нет, есть пациенты, периодически обращающиеся ко мне за помощью. Иногда приходят и говорят: «я у вас оперировалась в прошлом веке, давайте сделаем вот это». Пластическая хирургия никогда не дает пожизненный результат. В 45 лет пациентка сделала блефаропластику, ей понравилось. В 55 лет она уже приходит делать фейслифтинг. Это классика жанра. К тому же я практически всегда доступен, мой мобильный телефон включен круглые сутки.

 

Вопрос: Какая лучшая похвала от клиента, которую вы получали?

Д-р Воздвиженский: Когда мама приводит свою дочку, или коллега направляет ко мне своего пациента со словами «ты сделаешь лучше».

 

Вопрос: Если пациент разочарован результатами операции, что вы ему предлагаете?

Д-р Воздвиженский: С пациентами у меня мало проблем. На первичной консультации, помимо представлений о конечном результате, они получают и информацию о том, что их может ждать в процессе реабилитации и после. При такой осведомленности послеоперационный период протекает, как правило, гладко. Конечно, в практике бывали и осложнения, и обоснованные претензии. Как правило, я же их и исправлял.

За все время мне пришлось раза три вернуть деньги за проведенные операции – это ничтожно мало, если учесть, сколько их было выполнено в целом.

 

Вопрос: Если о вашей работе в интернете клиенты оставляют негативные отзывы, как вы это воспринимаете, что делаете?

Д-р Воздвиженский: Спокойно. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения. Я не идеален и, конечно, кому-то могу не нравиться.

 

Вопрос: Как Вас найти и записаться на консультацию?
Д-р Воздвиженский: Очень просто, у меня есть личный сайт с контактами.

Читать MedikForum.ru в