ЯК-42 рухнул из-за человеческой ошибки

К катастрофе привели ошибочные действия экипажа воздушного судна, следует из доклада экспертов МАК. В документе говорится о неправильном торможении при разбеге, несогласованных действиях пилотов в момент отрыва от земли, а также о сильнодействующем лекарстве, которое нашли в крови второго штурмана.

По мнению экспертов МАК, катастрофу вызвало торможение при разбеге - банальная ошибка экипажа. Оба пилота, сидевших за штурвалами в день крушения, пересели на ЯК-42 с воздушных судов ЯК-40. При пилотировании тех транспортных средств летчики должны все время держать ноги на педалях. В ЯК-42, наоборот - их нужно лишь едва касаться ногами.

 

"Из-за отсутствия на средствах объективного контроля на самолете Як-42 параметров работы тормозной системы, однозначно определить, кто из пилотов осуществлял подтормаживание, не представилось возможным. Это в равной степени могли сделать как командир, который осуществлял активное управление воздушным судном, так и второй пилот, который осуществлял контролирующее пилотирование, но находился под воздействием фенобарбитала. Еще раз хочу подчеркнуть, что данное торможение возможно только при неправильной постановке ног на педали", - сообщил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов.

 

Пилота, который принимал лекарства с фенобарбиталом, звали Игорь Жевелов. Каким образом он был допущен к полету, остается непонятным. По регламенту, летчиков перед вылетом должны проверять, а если у них в крови обнаруживают сильнодействующие вещества или алкоголь, то просто не пускают на рейс.  

 

Фенобарбитал – сильнодействующий препарат, назначающийся как снотворное и противосудорожное средство. Его побочное действие - замедление реакции (лекарство оказывает тормозящее действие на центральную нервную систему). Фенобарбитал входит в состав различных комбинированных таблеток, включающих анальгезирующие, спазмолитические и др. препараты (андипал, камфотал, палюфин и др.)."Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", - категорично заявляет Алексей Морозов.

 

В ходе расследования уполномоченные лица выяснили, что Игорь Жевелов начал испытывать проблемы со здоровьем еще в 2000 году. "По представленной медицинской документации на второго пилота со ссылкой на наблюдавшего его невролога, с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005-го - и на руках, что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть развитии у него полинейропатического синдрома", - рассказал Морозов.
 

Полинейропатия - это заболевание всего организма на уровне периферической нервной системы в виде множественного поражения периферических нервов. Его развитие приводит к выпадению сухожильных рефлексов и, в дальнейшем, к мышечной атрофии. Следователи утверждают, что препарат, восстанавливающий нервно-мышечную передачу, то есть координацию движений, врач прописал Игорю Жевелову еще в 2007 году. При этом особо оговаривается, что летчик обращался к специалисту в "частном порядке".
 
Вдова Игоря Жевелова (она - стюардесса с 25-летним стажем) собирается оспаривать выводы экспертов в суде. По словам Лидии Жевеловой, ее супруг не жаловался на здоровье, а секретов друг от друга у них не было."Я буду опровергать эту версию МАКа. Мой муж профессионально играл на гитаре, записывал песни на диски. Человек с пониженной чувствительностью не мог бы так", - утверждает она. Жевелова уверяет, что ее муж никогда не принимал запрещенных веществ, а фенобарбитал входит в состав многих лекарств, даже самых безобидных.

 

После того, как доклад сотрудника МАК стал известен широкой общественности, под ударом оказалось не только доброе имя покойного Жевелова, но и репутация врачей авиакомпании, обследовавших второго пилота перед злополучным рейсом. Они также готовы опротестовать мнение экспертов через суд.

Напомним, катастрофа с участием аэробуса ЯК-42 произошла 7 сентября 2011 года под Ярославлем. Воздушное судно долго разгонялось, вышло за пределы взлетной полосы, поднялось на 5-6 метров, столкнулось с антенной маяка и рухнуло вниз, после чего загорелось. Из 45 человек, находящихся в аэробусе, чудом выжил только один – борт-инженер Александр Сизов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. На борту воздушного судна находилась сборная ХК "Локомотив".

Читать MedikForum.ru в