25-05-2020 14:10 - 30 % от общего числа зараженных коронавирусом нижегородцев уже здоровы25-05-2020 14:07 - В Минздраве сообщили, что коронавирус выявили у более 2 тысяч беременных25-05-2020 13:52 - Вдова Николая Караченцова пожаловалась на безденежье из-за COVID25-05-2020 13:19 - Эксперты сообщили, как действовать при второй волне коронавируса в России25-05-2020 13:19 - Не может быть: Америка грозится разоблачить Россию за недостоверность сведений о низкой смертности от коронавируса25-05-2020 13:09 - Натуральный белок в материнском молоке способен защищать от вирусов25-05-2020 13:02 - Эксперты предупредили об угрозе биотерроризма после пандемии коронавируса25-05-2020 12:48 - Ученые доказали эффективность популярного способа профилактики коронавируса25-05-2020 12:24 - «Зараза очень страшная»: глава Тувы госпитализирован с коронавирусом25-05-2020 12:14 - Директор НИЦ Гамалеи сообщил, когда начнется вакцинация населения от COVID25-05-2020 11:51 - В Европе появилась первая страна без активных случаев коронавируса25-05-2020 11:48 - У российских ученых, протестировавших вакцину от COVID, нашли антитела25-05-2020 11:23 - Советы диетолога: как поддержать стройность детей во время карантина из-за коронавируса25-05-2020 11:10 - Япония намерена отменить чрезвычайное положение из-за коронавируса: новые случаи сократились до минимума25-05-2020 10:22 - Коронавирус не выпускает 541-го нижегородца из 72-х стран мира

Закон «Об охране здоровья» не гарантирует хорошей медицины

Закон «Об охране здоровья» не гарантирует хорошей медициныЗакон о здоровье уже вступил в силу 1 января 2012 г., в нем нашли свое отражение не только новые аспекты и понятия, такие как «паллиативная помощь», «стандарты медицинской помощи», но и проверенный временем термин «платные медицинские услуги», который трактуется с истинно русскими широтой и размахом. Станет ли медицинская помощь более качественной и доступной для населения благодаря новому закону? Исполнительный директор Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова считает, что нет. Дело в том, что он не предусматривает увеличения финансирования здравоохранения.


- Гузель Эрнстовна, а  какой, по-вашему, должен быть бюджет здравоохранения?


- Сегодня из всех источников – федерального и региональных бюджетов, системы ОМС на бесплатную медицинскую помощь и другие государственные программы в здравоохранении тратиться около 2 трлн руб. Это 3,7% от валового внутреннего продукта страны. А вот в «новых» странах Евросоюза (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша), которые имеют такой же валовой внутренний продукт на душу населения, денег на бесплатную медицину тратиться в 1,6 раз больше. Соответственно и ожидаемая продолжительность жизни граждан в этих странах – более 75 лет, а у нас – только в 2011 г. достигла 70 лет.  Поэтому с уверенностью скажу, чтобы к 2018 г.  иметь в нашей стране такие же показатели здоровья как в этих странах, государственные расходы на здравоохранение придется увеличить как минимум в 1,5 раза. Или на 1 трлн. руб. в ценах 2011 г.
Это позволит сделать медицинскую помощь более доступной для всего населения, увеличить обеспечение населения бесплатными лекарствами по рецепту врача, а медицинским работникам иметь достойную заработную плату и возможность непрерывно повышать свою квалификацию. Именно такие задачи поставлены в Указах Президента от 7 мая 2012 г.
А не будет дополнительных средств в системе здравоохранения – существующие проблемы решить будет  невозможно.

- Вы уже упоминали о низком уровне оплаты труда медработников. Квалифицированные врачи и медсестры сегодня в дефиците...

 
- Низкий уровень зарплаты медицинских работников приводит к тому, что на смену тем, кто уходит на пенсию, все меньше остается желающих работать в практическом здравоохранении. Врачи из-за низкой оплаты труда, чтобы содержать семьи, вынуждены искать себе работу в других отраслях экономики или трудиться на две ставки.  Напомню, что в 2011 г.  по данным Росстата оплата труда у медицинских работников со всеми переработками и надбавками была на 21% ниже, чем в среднем по стране, а у врачей – на 17% ниже и не дотягивает даже до 20 тыс. рублей в месяц. Кстати, в «новых» странах Евросоюза врачи получают почти в 2 раза больше, чем составляет средняя заработная плата в этих странах. Есть еще одно обстоятельство - катастрофически не хватает молодых кадров, особенно на селе. И для того, чтобы привлечь новые кадры в отрасль одного повышения заработной платы будет мало, необходимо будет серьезно расширить социальные льготы, предусмотреть бесплатное жилье. Все эти меры, конечно, должны сопровождаться одновременным контролем качества труда медицинских работников.

- Сейчас многие жалуются на низкое качество оказания медицинской помощи.

 
- Это еще одна серьезная проблема. Все начинается с ВУЗов - маленькая зарплата педагогов (зачастую они получают меньше, чем водитель или секретарь в коммерческой фирме) никак не стимулирует повышение качества медицинского образования. Поэтому в Указах Президента и поставлена задача к 2018 г. повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава вузов на 200%.
Далее, наши врачи должны обучаться не один раз в пять лет, как это происходит сегодня, а так же, как и их зарубежные коллеги в развитых странах - ежегодно, ежедневно, в том числе и дистанционно через Интернет, на рабочих местах без отрыва от практической деятельности.

Хотела бы упомянуть о низких объемах обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью и лекарствами в амбулаторных условиях. У нас в стране эти объемы намного меньше, чем в тех же «новых» странах Евросоюза. Например, бесплатных лекарств при пересчете по паритету покупательной способности доллара на человека в год мы потребляем почти в 5 раз меньше, чем в этих странах. Операций реваскуляризации на сердце (восстановление проходимости сосудов сердца) в расчете на 100 тыс. у нас делают в 6 раз меньше, процедур гемодиализа – в 4 раза меньше, а число операций эндопротезирования коленного и тазобедренного суставов – в 8 раз меньше. Поэтому объемы высокотехнологичной медицинской помощи в РФ необходимо поэтапно увеличить как минимум в 2-3 раза. А с учетом того, что у нас заболеваемость и смертность населения (соответственно и потребность в медицинской помощи) в 1,5 раза выше, чем в этих странах, то увеличение должно составить 4-5 раз.
В Законе об охране здоровья также впервые прописано, что в рамках программы государственных гарантий должна бесплатно оказываться и паллиативная помощь (для неизлечимо больных пациентов). Это правильно, но для этого тоже нужны дополнительные средства.
Поэтому можно сделать вывод, что увеличение доступности медицинской помощи населению невозможно без увеличения государственного финансирования. При этом, конечно, государственные средства должны расходоваться эффективно.

 

Записала Оксана Герасименко