Когда ребенок должен похудеть

Евгения Макарова «Как избавить ребенка от лишнего веса», ИД Питер, 2011 год.

Число перекормленных детей в России растет год от года, уже вполне можно говорить об «эпидемии ожирения у детей». Причин – много. У некоторых детишек, например, генетически отсутствует чувство насыщения, что заставляет их есть почти непрерывно. У других ожирение может быть следствием гормонального дисбаланса. Кому-то не повезло с наследственностью, а кто-то просто смотрит слишком много рекламы по телевизору: продукты, которые рекламируются там, почти всегда чересчур питательны.

 

Однако в 80% случаев ожирение у детей, говорят врачи – это социальная болезнь, вызванная неправильными пищевыми привычками. Причем привычками семейными: ведь сложно заставить ребенка есть полезную цветную капусту и шпинат, в то время как папа с мамой наворачивают пельмешки.

Пищевые привычки формируются в детей на первом году жизни, потом переучить кроху будет сложно. Но что делать, если одежда на ребенке трещит по швам, а сверстники дразнят? Маме, к примеру, достаточно сжать волю в кулак и сесть на какую-нибудь новомодную диету (это вредно, конечно, но такова объективная реальность). А вот растущему организму малыша любые жесткие диеты противопоказаны. Альтернативные способы снизить вес ребенка можно найти в книге Евгении Макаровой «Как избавить ребенка от лишнего веса», вышедшей в ИД Питер в этом году.

 

Автор – социальный психолог, не один год работающая с семьями, в которых любят хорошо покушать. ЕвгенияМакарова не понаслышке знает проблемы, которые могут возникнуть во время ведения боевых действий с лишними калориями. Так что перед вами – не сборник банальных советов из серии «не давайте детям сладкого», а продуманная, рассчитанная на полгода программа изменения пищевых привычек, в которой будут участвовать все члены семьи.

 

Причем программа не столько физиологическая (хотя и подсчету калорий, и рецептам вкусной, но здоровой пищи в ней тоже нашлось место), сколько психологическая. Автор справедливо считает, что сначала «перестраивать» надо именно голову, и лишь затем – желудок. Сажать на хлеб и воду – жестоко, ведь еда – огромная часть нашей жизни, поэтому она должна готовиться с хорошим настроением и приносить подлинное удовольствие. А значит, вкусностям даже в продуманном питании найдется место. Но вот какой именно хлеб и шоколад предпочесть, почему не стоит увлекаться полуфабрикатами, сколько кусочков сахара содержится во фруктовом йогурте – это и многое другое вы сможете узнать из этой книги. Так же, как и то, что на пищевые привычки ребенка может повлиять даже место, которое он занимает за общим обеденным столом.

 

Конечно, совет вести более активный образ жизни тут тоже встретится. Но опять же, угол зрения на спортивные достижения маленьких толстячков у автора весьма интересный. Неважно, будете ли вы плавать или ездить на велосипеде, или просто совершать долгие прогулки по парку. Важно, будете ли вы делать это все вместе. В конечном итоге, выясняется, что совместный труд ради стройности любимого чада еще и объединяет семью, и помогает укрепить разладившиеся было отношения, и учит наслаждаться здоровой жизнью – каждым глотком свежего воздуха, каждым движением, каждым кусочком, который попадает к нам на тарелку. Перестроить сознание, чтобы перестроить тело – такой подход медленно, но верно улучшает жизнь.

 

Анна Артемова

 

 

 

Отрывок из книги Евгении Макаровой «Как избавить ребенка от лишнего веса» Пример из жизни

Мать обнаружила, что Петя тайком покупает сладости по пути из школы и лакомится ими практически каждый день. «Почему ты так поступаешь?!» — возмущается мама. Пете нечего ответить, он очень смущен. Этот стыд вызывает в нем одновременно грусть и ярость. Он сам не знает, почему поступает так, «ну неужели не понятно, зачем человек покупает и ест сладости?» Чтобы выйти из положения, Петя придумывает «пригодные для родителей» причины своего поведения, например: «Другие дети из моего класса тоже покупают себе сладости. Почему мне нельзя?» Невозможно обосновать потребность в сладком у ребенка с лишним весом, она просто существует, и с этим приходится считаться. Если припереть его к стенке вопросом «Почему?», он не назовет настоящую причину, а приведет лишь массу отговорок, порожденных стыдом и чувством вины. Ребенок не хочет конфликта с родителями, он готов угождать им, чтобы получить их прощение и одобрение. Он будет оправдывать тягу к сладкому чем угодно, использует свою фантазию, но никакой «правды» вы от него не добьетесь.

Матери Петра правильнее было бы спросить сына, например, какую пользу приносит ему сладкое, которое он съедает по пути из школы, или сколько именно конфет ему нужно съесть, чтобы утолить свою тягу к сладостям. Такие вопросы помогут Пете внимательнее оценить свои потребности, лучше понять себя. И еще, вы очень поможете своему ребенку, если сделаете его самого активной движущей силой на пути избавления  от лишнего веса. Не вы заставляете ребенка худеть, а он сам нуждается в том, чтобы стать легче, избавиться от лишних килограммов, которые усложняют ему жизнь. Вы же лишь воодушевляете его, поддерживаете. Вы можете спросить ребенка напрямую, какая поддержка ему нужна с вашей стороны. Это укрепит его чувство ответственности, станет еще одним шагом к обретению им самостоятельности. Похудение — это путь, который проделывает сам ребенок, активно и целеустремленно. У него должна быть собственная мотивация и план действий, который вы, конечно, по- можете ему составить. Но это не готовая схема, которую вы пытаетесь навязать своему чаду — так вы не добьетесь желаемого результата. Ребенок должен чувствовать, что нормальный вес — это собственная цель, иначе у него не хватит ни мужества, ни силы воли, чтобы достичь ее. Разочарование в самом себе очень страшно для ребенка, не  допустите этого.

Каждой маме знаком крик «Ма-а-ма!», первый громкий призыв на помощь: «Пожалуйста, помоги мне, поддержи меня!» По мере взросления ребенок все больше привыкает обходиться без мамы, без папы. Его крик все чаще воспринимается родителями как «каприз» или сигнал о том, что «что-то не так». Развиваясь, ребенок приобретает способность просить о поддержке так, как это принято в мире взрослых. Для освоения этого навыка обязательным условием является доверие по отношению к родителям, ребенку необходимо уважительное отношение взрослых, чтобы попросить их о чем-либо. Опыт, связанный с унижением в ответ на просьбу о помощи, пугает ребенка. После такого он не осмелится больше просить о поддержке. Вероятно, он будет вынужден обходиться без помощи и в детстве, и в дальнейшем в своей взрослой жизни. Родители предлагают детям удобную форму просьбы о помощи, когда в различных ситуациях используют ее сами. Формулируя свои собственные просьбы супругам, друзьям, своим родителям, мамы и папы учат детей, как следует обращаться за помощью. Снова происходит обучение на примере родителей. Наши дети наблюдают за нами очень внимательно, хотя и не совсем осознанно. Если мы умеем просить о помощи и делаем это без отрицательных эмоций, выражая доверие к своим близким, то и дети воспримут необходимость иногда обращаться к старшим за помощью как нормальную практику.

В вашей семье принято ясно и конкретно сообщать друг другу, когда и в какой помощи вы нуждаетесь? Или, может быть, кто-то из членов семьи использует холодность и молчание, чтобы показать близким, что они и сами могли бы догадаться о том, что требуется их помощь? Успех вашего ребенка в сфере общения напрямую зависит от того, насколько взрослые в вашей семье умеют общаться друг с другом. Всем нам есть чему поучиться в этой сфере, и начать меняться к лучшему никогда не поздно — это в любом случае пойдет на пользу ребенку.

Читать MedikForum.ru в