Два пишем, три в уме: неожиданные доплаты к туру

Из года в год с наступлением активного сезона туристы задают нам, турагентам, один и тот же вопрос — о доплатах к турам. Ведь зачастую заявленная туроператором цена путевки из-за дополнительных стоимостей увеличивается весьма заметно. Так что собой представляют основные доплаты к туру и почему они сразу не включены в стоимость путевки, а идут отдельными пунктами?

 

 

 

Вот совершенно свежий отзыв от моего коллеги-турагента о работе крупного туроператора по Турции. Туристы сами нашли в онлайне стоимость путевки в 57447 руб., а в итоге из-за доплат цена оказалась — 72119 руб, то есть примерно на 25% выше. Просто туроператоры в поисковиках указывают минимальную цену турпакета, привлекая туристов. А когда «клиент созрел» и готов бронировать, то всплывают доплаты к туру, которые турагенту надо как-то объяснить, а туристу морально и материально «осознать». Это сравнимо с политикой продаж в автосалонах, когда указывают цену машины  в базовой комплектации, а за кондиционер или подогрев сидений, например, надо доплачивать. Но если без дополнительных опций автомобиль все равно можно купить и он поедет, то в туризме без осуществления доплат путешествие может и не состояться (речь идет о готовых пакетных турах).

Базовая цена турпакета формируется из стоимости авиабилетов, размещения и питания в выбранном отеле, трансфера из аэропорта до отеля и обратно, медицинской страховки. А что имеем сверху?

 

Топливный сбор

«Вот он, больной зуб!», — так могут отозваться о топливных сборах большинство турагентов. Сама суть доплат за топливо возникла, когда авиаперевозчики совместно с туроператорами начали массово поднимать чартерные рейсы на популярных туристических направлениях. Обычно контракт на чартерные рейсы заключается на весь сезон, тогда же определяется и закладывается в пакетный тур стоимость авиабилета. И  авиаперевозчик рассчитывает топливный сбор, исходя из средней величины возможных колебаний цен на керосин в течение сезона. Этот сбор является обязательным к туру и составляет от 40 до 150 условных единиц (долларов или евро) за человека. Обычно туроператоры у себя на сайте составляют таблицы, где расписаны все топливные доплаты в зависимости от направления (страны отдыха), региона (откуда совершается вылет), сезонности и т.п.

 

Но не всегда наличие доплат за топливо у туроператора объясняется именно потребностями и условием авиаперевозчика. Многие туркомпании не имеют чартерных рейсов или задействуют блоки мест на регулярных рейсах, и все равно выставляют топливный сбор. Во-первых, так они обеспечивают себе дополнительный заработок. Вроде как суммы небольшие, но со всех туристов «набегает» неплохо. Во-вторых, в пакетные туры закладывают минимальный тариф на авиабилет, а потом, когда не могут обеспечить перелет по заявленной в турпакете стоимости, объявляют доплаты. Иногда их даже не «обзывают» топливным сбором, а так и обозначают – доплаты за авиаперелет. И в таком случае цена побора может быть совсем неадекватной – и 250, и 300 у.е. с человека. Как пример – направление Арабских Эмиратов, когда туроператоры закладывают минимальный тариф авиакомпании Emirates, а потом повышают цену, чтобы обеспечить авиаперелет. Заранее рассчитать эту доплату и потому сразу включить в тур маловероятно, поэтому она идет плюсом к стоимости путевки.

 

Ни турагенту, ни туристу топливного сбора не избежать, если он заявлен как обязательная доплата к туру. Единственный выход – вместе со своим турагентом подыскать тур у туроператора, который ведет более честную ценовую политику и топливный сбор не взимает. Возможно, цена турпакета у него будет чуть повыше (какие-то риски все же будут заложены в путевку), но на выходе получится лучше, чем у туроператора «с поборами».

 

 

Конкретизация рейса


Еще один хитрый маркетинговый ход некоторых туроператоров и дополнительные расходы для туристов. Дело в том, что на некоторых популярных направлениях (Турция, Египет, Греция, Кипр и др.) совершается несколько чартерных и регулярных авиарейсов в день, авиакомпаниями разного уровня и не всегда с удобным временем вылета-прилета. И потому стала предлагаться такая услуга как «конкретизация рейса»: заплатив 25-30 у.е. с человека, можно выбрать конкретный рейс из имеющихся возможных. Доплата необязательная (потому сразу и не включена в турпакет), но, на мой взгляд, добровольно-принудительная. Потому что если не заплатить за конкретизацию, то велика вероятность оказаться на самых неудобных по времени рейсах. К тому же были случаи, когда туристов «без конкретизации» рассаживали на разные рейсы, хотя они летели семьей или компанией. Доказать в таком случае вряд ли что-то получится – вам же будет обеспечен авиаперелет в такой-то день, то есть условия по туру выполнены. Хорошо хоть, что доплата за конкретизацию рейса представлена у наших туроператоров не массово, и большинство позволяют бесплатно выбирать имеющиеся на момент бронирования рейсы. Обращаю внимание, что плата за конкретизацию рейса вовсе не означает, что он не будет задержан и вылетит вовремя. Но тут претензии, скорее, к авиаперевозчику, так что это другая история.

 

 

Страховка от невыезда


Доплата к туру, о которой мы уже говорили в предыдущих выпусках блога.

Страхование от невыезда считается делом добровольным, но, бывает, что турист не оценивает свои риски по здоровью или визовую историю и отказывается от дополнительных расходов, а потом начинаются проблемы и скандалы. Вот некоторые туркомпании и сделали страховку от невыезда обязательной доплатой к туру. Стоит это недорого – от 15 у.е. с человека, но и включает минимальные риски (обычно серьезные проблемы со здоровьем, с помещением в стационар). Так что если туркомпания говорит об обязательной доплате за «невыезд», то рекомендую сделать страховку в расширенном варианте — если все равно доплачивать, так уж учесть больше рисков.

 

Изменения в бронировании тура


Эта доплата взимается туроператорами в случае, если турист меняет существенные условия тура. Например, изменяет отель, категорию номера,  попутчика и т.п. Доплата за изменения бронирования составляет от 10 у.е. и выше. Сразу предугадать ее невозможно, потому она также заранее не включена в турпакет.

Изменения условий тура считается перебронированием, то есть аннулированием старой и оформлением новой заявки. Другой отель или категорию номера надо подтвердить снова, авиабилеты на другого попутчика переписать, а это все работа туроператора, в которой задействован персонал.

Иногда, правда, замена одной буквы в имени-фамилии туриста или цифры в паспортных данных тоже считается изменением бронирования (хотя это технический момент) и «карается» доплатой. Но это, скорее, дисциплинарная мера для туристов и турагентов – надо быть внимательными при предоставлении данных и бронировании.

 

 Есть и еще различные доплаты к турам, например, за питание на круизном лайнере или за размещение в отеле в центре города в автобусном туре. Но это специфические сборы, обусловленные самим видом тура. Не входит в стоимость пакетного тура и виза (визовый сбор), просто потому, что у кого-то она может быть в наличие, а кто-то оформит ее самостоятельно, без участия туроператора.

 

В любом случае – будьте внимательны, уточняйте все доплаты заранее, советуйтесь со своим турагентом и оценивайте окончательную стоимость тура. Кто владеет информацией – владеет ситуацией. Поменьше вам сюрпризов с доплатами, и больше позитива от хорошего отдыха!