Парадоксы IQ: можно ли стать умнее?

IQ – это показатель интеллектуальных способностей человека. Долгое время считалось, что IQ является константой, но ученым из Университетского колледжа в Лондоне удалось доказать, что показатели интеллекта нами во многом приобретается, а не даются от рождения.

Автор исследования по изменению IQ у подростков профессор Университетского колледжа в Лондоне Кэти Цена заявила, что деятельность мозга во многом корректируется – например, регулярной умственной деятельностью. Систематические занятия, чтение книг активизируют кору левого полушария, мозжечок, и, как следствие, развиваются речевые способности и воображение. «Нельзя останавливаться в интенсивности развития интеллекта у подростков, которые первоначально демонстрируют высокий результат, и наоборот - дети, которые отстают в первых классах, при условии регулярной умственной нагрузки могут догнать и перегнать своих сверстников в старших классах по уровню IQ», - говорят исследователи.

 

Если вспомнить исторический опыт, то специалистам можно поверить. Не раз случалось, что из детей, которые казались взрослым очевидно несообразительными, впоследствии вырастали блестящие умы своего времени. Альберт Эйнштейн не разговаривал до 4-х лет, и его считали умственно отсталым. Наставник известного изобретателя Эдисона говорил, что он глупый и совершенно ничего не может выучить. Великий скульптор Роден не поступил в школу искусств, отец называл его идиотом… Существует, кстати, и обратная статистика. Около 90% детей, проявляющих в раннем возрасте поразительно высокие способности (так называемые вундеркинды), с возрастом становятся обыкновенными людьми – заурядными и ничем не примечательными.

 

Но вернемся к IQ.

 

Когда речь заходит о том, что IQ человека не меняется, важно понимать, что при этом имеют в виду специалисты. О неизменности этого умственного показателя первым заговорил в 1912 году немецкий психолог Уильям Штерн, изучавший, как соотносятся друг с другом  интеллектуальный возраст и биологический. Именно после его исследования в науке закрепилось понятие IQ (хотя еще раньше, в 1905 году разделить биологические и умственные параметры человека догадались французский исследователь Альфред Бин и его коллега Теодор Саймон, работавшие с умственно отсталой молодежью). Исследование Уильяма Штерна доказывало, что соотношение ума и физиологии оставалось практически неизменным в процессе взросления детей – в результате и укоренилось представление об IQ, как о чем-то постоянном.

 

Как выявить IQ

 

Для этого существуют различные тесты. Например, едва ли не самый известный – список задач, составленных Альфредом Бине. Их используют во Франции учителя начальных школ, которые таким образом определяют способность своих учеников к обучению (высокая, средняя, низкая). Задачи Бине выявляют в ребенке потенциал к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Если ребенок решает количество задач, которое точно соответствует статистической норме для его возраста, значит, его умственный и хронологический возрасты совпадают. Или, по-другому, его IQ = 100.

 

Что интересно: многочисленные наблюдения показывают, что люди с низким IQ имеют низкую успеваемость, а вот обладатели среднего или высокого IQ могут учиться как угодно. При низком IQ практически отсутствует тяга к творчеству. При высоком она тоже может не проявляться, однако, если все-таки творческая жилка заявляет о себе, то чаще всего, это приводит человека к ощутимому успеху.

 

Тесты на выявление интеллектуального потенциала существуют и для взрослых. При этом можно определить как уровень общего интеллекта – IQ, так и узнать, какая сфера интеллекта преобладает – вербальная (связанная с речью) или невербальная (образное, практическое мышление).

 

Как меняется интеллект

 

Исследования, проводившиеся в США (Калифорния), показывают, что на уровень интеллекта может влиять множество факторов - эмоциональная обстановка в семье, забота родителей об образовании ребенка, внимание к его общему благополучию, система поощрений. У мальчиков высокий IQ может быть  обусловлен близкими отношениями с матерью и наличием профессионально успешного и удовлетворенного своей работой отца. У девочек же высокий IQ связан с дружелюбием отца и его умением ладить с матерью. В возрасте 8 лет более высокий IQ наблюдается у детей, чьи родители были более требовательны к своим чадам, по сравнению с теми, кто был нейтральным или равнодушным.

 

Показатели интеллекта меняются и во взрослом возрасте. Уровень интеллекта достигает пика в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но не у всех людей! Стабильно высокие показатели интеллекта демонстрируют те, кто «тренирует голову» регулярными умственными нагрузками.

 

При этом, правда, ученые поясняют, что интеллектуальные возможности не безграничны. Да, интеллект можно развивать, но до определенных пределов, что обусловлено его генетической природой. Проще говоря, если человек начнет заниматься математикой или музыкой, то в ходе занятий его способности будут развиваться, но стать гением в математике или музыке дано лишь единицам. С другой стороны, результаты различных программ по развитию интеллекта (на детском возрасте) показывают, что интеллект можно повысить путем интенсивных тренировок, но потом, если прекратить тренировки, интеллект возвращается к прежнему уровню. Так что читайте и думайте! Лонгитюные (длительные) исследования на огромных выборках убедительно доказывают, что интеллект определяет жизненный успех: в целом, более умные имеют больше шансов на получение высшего образования, они заканчивают более престижные университеты, получают более престижную работу после окончания вуза, быстрее продвигаются по служебной лестнице, а их зарплата выше, чем у людей с низким интеллектом.