Фармпредставитель, пациент и врач: игра в правовом поле

74 статья «Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности» Закона о здоровье, вступившего в силу в начале этого года, стала темой совместной пресс-конференции Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Пресс-конференцию назвали «Правовые аспекты взаимодействия представителей фармацевтических компаний и специалистов сферы здравоохранения» и собрали на нее не только врачей, представителей фармкомпаний и СМИ, но и провизоров, и юристов.

Статья, ставшая предметом споров, регламентирует взаимоотношения врачебного сообщества и представителей фармацевтических компаний, и толкуют ее очень неоднозначно. AIPM выступила с инициативой: провести всесторонний правовой анализ ее положений, а Институт законодательства и сравнительного правоведения, являющийся многопрофильным центром правовой науки, который осуществляет научно-правовое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации и других высших органов государственной власти, выступил его автором.

 

Правовое заключение имеет большую актуальность,т.к. так как позволяет определить правомерные формы взаимодействия представителей фармацевтических компаний и специалистов сферы здравоохранения. В частности, оно разъясняет форматы возможного общения между фармацевтическими представителями и сотрудниками ЛПУ, ограничения, связанные с получением подарков, использованием сувенирной продукции, образцов лекарственных средств и многое другое.

 

По данному законопроекту врач, рекомендуя пациенту лекарство, медицинское изделие и т.п., обязан не только рассказать о преимуществах данного выбора, но и предупредить пациента, если это все можно получить бесплатно, а также указать цену. По Закону врачам также можно получать от медицинских представителей фармкомпаний образцы лекарств, но использовать их только в качестве демонстрационной модели и не передавать пациенту, но можно это сделать в виде благотворительной акции. Кстати, в этом же законе прописано, что всем сотрудникам медицинских учреждений запрещено принимать подарки, деньги и участвовать в развлекательных мероприятиях, которые проводят фармкомпании. Но это не относится к канцелярским принадлежностям, обучающим макетам и другим предметам, предназначенным для профессиональной врачебной деятельности. Фармацевтическая компания может материально поддержать проведение клинических исследований лекарственных средств и клинических испытаний медицинских изделий, а также осуществление педагогической и/или научной деятельности, в частности, участие в научно-образовательных мероприятиях, ведь это все будет в интересах пациента.

 

Оксана Герасименко