Встреча с онкопсихологом, или Как жить с диагнозом: рак

Встреча с онкопсихологом, или Как жить с диагнозом: ракВрачи не устают повторять, что онкологические заболевания, выявленные на ранних стадиях, полностью излечиваются более чем в 90% случаев. Сейчас даже те опухоли, которые диагностированы на более поздних стадиях, нередко поддаются лечению. Самое главное в таких ситуациях — не опускать руки и верить в то, что жизнь стоит того, чтобы за нее бороться.

 

На вопросы нашего корреспондента отвечает Ольга Дмитриевна Рожкова, онкопсихолог, член Правления Ассоциации онкопсихологов России, медицинский эксперт Благотворительной компании Avon.

 

 Надо ли больным раком обращаться к онкопсихологу и почему?

- Обязательно стоит обратиться за помощью, если такая возможность есть. Особенно эффективна работа после выписки из больницы, потому что у пациентов нормализуется физическое состояние, и они становятся доступны для работы с психологом. А поддержка таким пациентам очень нужна. Онкопсихолог может стать эффективным союзником в период лечения, постепенно, шаг за шагом выращивая опору внутри больного, помогая верить в свои силы и победу над раком.

 

К сожалению, в России мало доступной информации по раку, и это способствует распространению разных мифов о том, что рак — это смертельный диагноз, что это — заразная болезнь. На Западе отношение к онкозаболеваниям другое, оно лишено излишней драматичности. Есть много доступной информации и открытой статистики, которая опровергает различные мифы. Голливудские звезды открыто рассказывают в СМИ о своих победах над раком, убеждая простых людей в том, что и они тоже смогут победить свою болезнь. В России только в последние годы российские знаменитости заговорили про себя: открыто признались, что перенесли рак, Лайма Вайкуле и Иосиф Кобзон, тренер по фигурному катанию Елена Чайковская, писательница Дарья Донцова…

 

Считается, что человек, которому поставили диагноз «рак», вначале испытывает ужас, потом вопрошает «за что», потом впадает в апатию. Все ли проходят эти этапы и какова их очередность?

- Этапы адаптации к болезни могут чередоваться как угодно. Это зависит от психологических особенностей личности, сформированных до болезни. Если женщина, например, была склонна к депрессии,то депрессивная фаза может превалировать над всеми остальными, протекать более длительно или тяжело. Онкопсихолог, работая с пациентом, помогает пациенту легче преодолеть различные трудные периоды в процессе лечения.

 

Когда нужно идти к психологу? Это обязательно?

 - В идеале желательно обратиться к специалисту в период постановки диагноза, тогда онкопсихолог помогает настроиться на процесс лечения, операцию и все психологические трудности проходят гораздо легче. Потому что врач-онколог не может на профессиональном уровне, как онкопсихолог, принимать на себя эмоциональные и психологические трудности пациентов. У него своя большая зона обязанностей и ответственности. Онкопсихолог владеет специальными техниками и методами работы с тяжёлыми эмоциональными состояниями. Такая поддержка на протяжении всего периода лечения поможет пациенту сохранить свои силы и правильно выстроить поведение и мышление. Такая совместная работа пациента, врача онколога и онкопсихолога делает процесс лечения более эффективным.

 

Я рекомендую и после выписки посещать психологическую группу поддержки, которую ведут психологи. Это групповые занятия, на которых пациент вырабатывает эффективное мышление и поведение, помогающее ему справляться с различными трудностями в период выздоровления. На этих занятиях происходит обучение психологическим методам саморегуляции, уверенности в себе, что дает повышение психологической устойчивости и работоспособности. В результате улучшается качество жизни, потому что человек становится более уверен в себе и овладевает многими методами, помогающими ему сохранять силы, необходимые в процессе борьбы за свое здоровье.

 

Встречаются ли люди, которые могут самостоятельно справиться с ситуацией?

- Есть и такие люди – сильные и твердые духом. Их сразу видно, они берут ответственность за свое здоровье на себя. Становятся надежным союзником врачу. Помогают справляться с трудностями другим пациентам, делятся опытом, поддерживают словом. Человек, который привык опираться на себя, чаще всего вопринимает болезнь как учителя, через которого он должен понять новые истины в своей жизни, стать более сильными и мудрыми. Не зря мои пациентки, выздоровев, говорят о том, что болезнь научила их ощущать свое тело и заставила в полной мере осознать ценность жизни, семьи. Их девизом стало замечательное изречение: «Здесь и сейчас я ощущаю полноту жизни и наслаждаюсь каждым днем».

 

А ведется ли работа с родственниками онкобольного? Это для них ведь тоже очень тяжелая психологическая ситуация.

- Конечно, болезнь сильно влияет на жизнь семьи. Появляются проблемы, связанные с финансовыми затратами, становится невозможно полностью распоряжаться своим личным временем, отодвигаются цели, планы. За больного переживают. Очень часто приходится слышать о чувстве вины за то, что близкие не могут обеспечить лучшие условия или более эффективные методы лечения. Самоотверженное ухаживание, иногда – фактически отказ от собственной жизни… Близкие несут это бремя на своих плечах, и тем самым рискуют «выгореть» эмоционально. Чтобы они могли восстанавливать силы и отдыхать, мы рекомендуем обязательно привлекать к уходу за больным и других членов семьи. Онкопсихолог поможет лучше понять состояние пациента и даст рекомендации, как поступать членам семьи в разных ситуациях.

 

Как ведет работу онкопсихолог? Отличается ли его деятельность от работы «обычного» психолога?

- Методы не отличаются. В своей работе мы пользуемся целым спектром эффективных психотерапевтических методов. Мы знаем специфику данного заболевания и определенные закономерности психологического состояния в процессе лечения. Но сегодня, к сожалению, онкопсихолог есть не в каждом онкологическом учреждении. Поэтому я рекомендую обязательное, по возможности, посещение «обычного» психолога, как вы его назвали.

 

Влияет ли психологический настрой на дальнейшее развитие лечебного процесса?

- Да, влияет. Если пациент находится в состоянии депрессии, то в организме превалирует стрессовый гормональный фон. Гормоны стресса угнетают иммунную систему, которая в ситуации болезни попадает как бы в двойной капкан. Это сильно снижает защитные силы организма, поэтому пациент должен менять психологический настрой и помогать своему организму позитивным восприятием жизни, процесса лечения, верой в преодоление болезни.

 

Я всегда говорю, что онкопсихологи не лечат рак, а создают условия для успешного лечения. Онкопсихолог берет на себя коммуникативные сложности, выстраивает правильную психологическую поддержку пациента и создает много внутренних и внешних опор, которые помогают вместе с медицинским лечением справиться с болезнью.

 

В крупных городах России есть онкопсихологи. Насколько важно, чтобы такие специалисты были и в малых городах? Может, тех специалистов, которые уже есть — достаточно?

- У нас уже есть Ассоциация онкопсихологов, которая была официально создана в 2009 году, за плечами уже три съезда, в работе которых принимают специалисты онкопсихологи со всей страны. Я — член Правления Ассоциации онкопсихологов, мы делаем все, чтобы таких специалистов стало как можно больше: читаем лекции, повышаем квалификацию тех специалистов, которые уже работают. Мы даже написали письмо министру здравоохранения Голиковой Т.А. , чтобы обратить внимание властей на данную ситуацию.

 

У врачей, онкопсихолов, родственников, у нас у всех одна общая цель — сделать процесс лечения более эффективным, улучшить качество жизни онкопациентов, чтобы как можно больше людей, столкнувшимися с раком, стали здоровыми и вернулись в общество, ощущая себя счастливыми.
Читать MedikForum.ru в