«Ненавижу, когда звонят»: как мобильные технологии провоцируют тревогу и невроз

Современный человек всегда на связи — это считается удобным, но в то же время делает его психологически более уязвимым.
Напоминающие о себе соцсети, мессенджеры и бесконечные уведомления стали неотделимой частью жизни, однако параллельно с ними у людей растут новые формы тревожности. Боязнь звонков, паника от голосовых сообщений, навязчивая проверка телефона — эти проблемы лишь на первый взгляд кажутся «странными», поскольку на самом деле они широко распространены и являются теми психологическими нарушениями, которые возникают из-за влияния на нашу жизнь цифровой эпохи. Многие медики называют «телефонные» проблемы новым видом невроза.
Что такое телефонофобия
Это иррациональный страх перед входящими вызовами, из-за которого человек…
- Игнорирует звонки даже от близких;
- Заранее сильно волнуется при виде чужого номера;
- Пишет «свяжусь позже» вместо ответа на звонок.
По данным исследований, около 60% миллениалов и зумеров испытывают дискомфорт от телефонных разговоров. Что их так сильно напрягает?
Нет времени подготовиться:
- В сообщении можно обдумать ответ, а звонок требует мгновенной реакции — это вызывает стресс и волнение.
- Голос передает эмоции, а значит, можно нечаянно услышать раздражение или разочарование.
- Раньше не ответить на звонок было грубостью, теперь скорее звонок без предупреждения будет считаться чем-то неуместным.
- Многие люди боятся звонков, потому что боятся своей слабости — неспособности сказать «нет» в нужный момент, прервать затянувшийся или ненужный разговор из-за опасения показаться невежливым или невоспитанным.
Вот типичные триггеры раздражения:
- Невозможно прокрутить, ускорить (в отличие от текста), приходится выслушивать все особенности речи;
- Голосовое сообщение усиливает эффект присутствия человека, который не всегда приятен;
- Такие сообщения особенно сильно отвлекают получателя от того, что он делает.
Этот тренд возник в мессенджерах, и у него, как считается, имеется психологическая подоплека. В цифровом общении точка все чаще воспринимается как признак недружелюбия, холодности или излишней категоричности. Точку все чаще заменяют скобками (знак положительных эмоций, дружелюбия), смайлами, многоточиями.
Как мессенджеры усиливают нашу тревогу
Одной из особенностей жизни в сегодняшнем мире с его «цифровой» социализацией является то, что мы постоянно анализирует цифровые сигналы, как будто они содержат скрытый смысл. Например, многие люди признаются, что их бесит, когда им пишут «???», — по их словам, это усиливает психологический эффект давления и вызывает тревогу.
Что еще может стать поводом для волнения:
- Человек зашел в мессенджер, но е ответил;
- Человек слишком долго набирает сообщение, набирает и стирает его.
Происходит «перегрузка» коммуникацией:
- Чаты, соцсети, почта, мессенджеры — общение сегодня может быть слишком интенсивным и «перегружать» мозг.
- Даже в туалете или во время сна многие люди доступны для связи через работающие смартфоны.
- Мобильные технологии часто создают лишь видимость активного общения, они не дают эффекта тепла и понимания.
- Важно осознать: вы не обязаны быть доступны все 24 часа в сутки;
- Необходимо определять для себя «тихое» время дня (например, с 22:00 до 08:00), когда вы можете быть доступны только для «экстренных» контактов. Другие звонки и сообщения должны отключаться.
- Тренировать привычку проводить время в офлайн-режиме: например, 1 час в день без телефона.
- Не анализировать галочки, скобки, точки, другие знаки и время ответа — это почти всегда ложные интерпретации.
Важно! Информация предоставлена в справочных целях. О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у специалиста и ни при каких обстоятельствах не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.
Оставить комментарий