Почему он не разговаривает?!
Как и почему происходит задержка речевого развития? Формирование речи у каждого ребенка индивидуально и зависит от множества факторов: наличия контакта с матерью, пол ребенка (как правило, мальчики начинают говорить позже девочек), общее состояние здоровья, социальная среда и т.д.
Родителям необходимо следить за развитием речи, так как от нее зависит общее психологическое развитие ребенка, развитие таких познавательных процессов как память, мышление, воображение, внимание.
Всему свое время
Уже с рождения ребенок запоминает слова, их значение, различает интонацию, специалисты называют это пассивным словарем. Позже развивается активный словарь – малыш повторяет за взрослым сначала отдельные звуки, затем слова, потом начинает общаться с их помощью. Логопеды считают, что задержка речевого развития у ребенка проявляется в отставании от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Конечно же, дети с подобной патологией в конце концов научатся говорить, однако гораздо позже.
Причины возникновения задержки речевого развития:
- Невостребованность речи: с ребенком никто не разговаривает. К сожалению, довольно частая проблема. Мама и папа работают, а бабушка хлопочет по хозяйству, радуясь, что малыш тихо играет в игрушки.
- Оборотная сторона медали: родные предугадывают малейшее желание своего чада, не создавая потребности у ребенка что-то попросить или выразить свои эмоции словами.
- Заболевания головного мозга (гипоксия при рождении, травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком как до рождения, так и в первый год жизни).
- Нарушения слуха, ведь речь появляется на основании услышанного.
Болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить.
Родители должны насторожиться и обратиться к детскому невропатологу, если:
1. Ребенку уже восемь месяцев, а он молчит, хотя к такому возрасту малыши умеют "говорить" звуки "а-а-а", "м-м-м".
2.Если ребенок в возрасте 10-14 месяцев не реагирует, когда к нему обращаются, а для того, чтобы привлечь к себе внимание, начинает громко плакать.
3. В возрасте 15-18 месяцев ребенок не различает на слух предметы и не может показать на картинке предметы, несмотря на просьбы мамы показать мишку или куклу.
4. Малышу полтора-два года, а он не может в ответ на просьбу мамы выполнить простейшее действие, например, взять куклу со стола и дать сестренке.
5. Не может произнести слова и простые фразы ("мама, дай мишку") к возрасту двух-трех лет, к трем-четырем годам малыш не может произнести сложное предложение , обозначающее действие («мама ушла на работу», «я пошел гулять»). Следует обращать внимание, правильно ли произносятся сами слова.
Памятка для мамы
1. Для ребенка вы являетесь образцом, именно маме и прочим домашним он подражает, начиная говорить.
2. Малыш постоянно изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
3. Ни в коем случае не «сюсюкайте» с малышом, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая и не коверкая слова.
4. Поощряйте желание задавать вопросы. Подробно отвечайте на них, подбирая понятные слова и выражения.
5. Всегда внимательно и доброжелательно выслушивайте ребенка, ни в коем случае не перебивайте его.
6. Читайте ребенку каждый день.
7. Как можно чаще хвалите и обнимайте малыша.
8. Поощряйте общение и игры с другими детьми.
9. Купите ДВД или аудиокассеты с малышовыми песенками, сказками, музыкой и почаще слушайте вместе с ребенком.
Оксана Герасименко
Оставить комментарий