«Жену Штирлица» возненавидели свои же

«Жену Штирлица» возненавидели свои жеВ легендарной картине «Семнадцать мгновений весны» одной из самых пронзительных и лиричных стала сцена встречи главного героя, Штирлица, с женой в кафе. Актриса, сыгравшая супругу советского разведчика, исполнила свою роль безукоризненно – никто из зрителей не сомневался, что этой женщиной движет любовь, хотя при этом она не сказала ни слова.

  Но мало кто знает, что Элеоноре Шашковой, которая так талантливо изобразила в немом эпизоде переживания женской души, слава «жены Штирлица» принесла немало страданий и бед.


В этом году советской и российской актрисе театра и кино Элеоноре Шашковой исполнится 75 лет. Массовому зрителю её имя мало что говорит, но стоит вспомнить о той сцене в кафе из «Семнадцати мгновений», и необходимость что-то еще объяснять сразу отпадает. Короткий эпизод помнят все, настолько виртуозно он был сыгран.

«В тот момент я ощущала себя не актрисой Эллой Шашковой, а его женой, влезла в ее шкуру. И зрители это почувствовали», - объясняла потом актриса.

 

Режиссер картины Татьяна Лиознова изначально хотела, чтобы роль супруги русского разведчика сыграла не слишком знаменитая актриса. И, кстати, даже после того, как фильм с триумфом прошел на экранах страны, поклонники почти никогда не узнавали Шашкову при встрече. В момент съемок актрисе было всего 35 лет, тогда как её героиня была гораздо старше – на съемочной площадке использовали специальный грим, чтобы визуально состарить артистку на 15 лет. Увы, это не спасло Шашкову от зависти коллег, которые устроили на «жену Штирлица» травлю в стенах родного театра.

 

В театр имени Вахтангова Элла Шашкова пришла за десять лет до знаменитого фильма. Но стоило прийти славе, и этот стаж оказался забыт, коллеги объявили ей бойкот – демонстративно игнорировали, интриговали, распускали сплетни. Для Шашковой столь откровенная неприязнь и травля в родном коллективе оказались сильнейшим потрясением: у артистки началась депрессия – она недели проводила лежа на диване, повернувшись лицом к стене.

 

Впоследствии о Шашковой будут писать: её театральная карьера складывалась не столько успешно, как в кино.

Сама Элеонора Петровна лишь говорила: «Есть такое гадкое чувство человеческое, называется оно зависть. Это отвратительное человеческое качество всю жизнь преследовало меня. Ни в каких сплетнях и закулисных интригах я не участвовала. Мною сыграно около пятидесяти театральных ролей… но почти всегда я играла во вторых составах. В принципе второй состав — это раб. Успех и почести достаются первому составу, а второму приходится все время вкалывать. И никуда от этого не денешься».

 

В наши дни явление коллективного психологического террора, травли в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег известно под словом «моббинг». На протяжении недель, месяцев и даже лет человек прямо или косвенно подвергается эмоциональному насилию в коллективе, его постоянно унижают и часто предъявляют несправедливые обвинения. По словам специалистов такой «психологический террор» насчитывает более 40 специфических вариаций поведения, и каждый его «подвид» расценивается как разновидность насилия.  И хотя моббинг может казаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, его эффект имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди, став жертвами травли на работе, всерьез думают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

 

Главным фактором моббинга психологи считают нездоровую психологическую атмосферу, которая царит в организации.

«Она требует найти своего «козла отпущения», подогревает жажду власти над другими и личную злобу, продиктованную страхами или завистью. Здесь вступает в действие психология группы и сложное переплетение социальных процессов организации», - объясняют специалисты.

 

ФАКТ В ТЕМУ

Визитной карточкой блистательной французской актрисы Анни Жирардо стала психологическая мелодрама «Умереть от любви», повествующая о трагической любовной связи учительницы. В основе фильма лежала реальная история школьного преподавателя Габриэль Рюссье, которая покончила жизнь самоубийством, не выдержав осуждения и травли. Жирардо решилась на исполнение этой роли, желая вступиться за учительницу. Актриса так блистательно сыграла свою роль, что зрители стали сочувствовать Рюссье, осуждаемой прежде за любовь к молодому юноше, своему ученику.

Читать MedikForum.ru в