«Жену Штирлица» возненавидели свои же
В легендарной картине «Семнадцать мгновений весны» одной из самых пронзительных и лиричных стала сцена встречи главного героя, Штирлица, с женой в кафе. Актриса, сыгравшая супругу советского разведчика, исполнила свою роль безукоризненно – никто из зрителей не сомневался, что этой женщиной движет любовь, хотя при этом она не сказала ни слова.
Но мало кто знает, что Элеоноре Шашковой, которая так талантливо изобразила в немом эпизоде переживания женской души, слава «жены Штирлица» принесла немало страданий и бед.
В этом году советской и российской актрисе театра и кино Элеоноре Шашковой исполнится 75 лет. Массовому зрителю её имя мало что говорит, но стоит вспомнить о той сцене в кафе из «Семнадцати мгновений», и необходимость что-то еще объяснять сразу отпадает. Короткий эпизод помнят все, настолько виртуозно он был сыгран.
Режиссер картины Татьяна Лиознова изначально хотела, чтобы роль супруги русского разведчика сыграла не слишком знаменитая актриса. И, кстати, даже после того, как фильм с триумфом прошел на экранах страны, поклонники почти никогда не узнавали Шашкову при встрече. В момент съемок актрисе было всего 35 лет, тогда как её героиня была гораздо старше – на съемочной площадке использовали специальный грим, чтобы визуально состарить артистку на 15 лет. Увы, это не спасло Шашкову от зависти коллег, которые устроили на «жену Штирлица» травлю в стенах родного театра.
В театр имени Вахтангова Элла Шашкова пришла за десять лет до знаменитого фильма. Но стоило прийти славе, и этот стаж оказался забыт, коллеги объявили ей бойкот – демонстративно игнорировали, интриговали, распускали сплетни. Для Шашковой столь откровенная неприязнь и травля в родном коллективе оказались сильнейшим потрясением: у артистки началась депрессия – она недели проводила лежа на диване, повернувшись лицом к стене.
Впоследствии о Шашковой будут писать: её театральная карьера складывалась не столько успешно, как в кино.
В наши дни явление коллективного психологического террора, травли в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег известно под словом «моббинг». На протяжении недель, месяцев и даже лет человек прямо или косвенно подвергается эмоциональному насилию в коллективе, его постоянно унижают и часто предъявляют несправедливые обвинения. По словам специалистов такой «психологический террор» насчитывает более 40 специфических вариаций поведения, и каждый его «подвид» расценивается как разновидность насилия. И хотя моббинг может казаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, его эффект имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди, став жертвами травли на работе, всерьез думают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.
Главным фактором моббинга психологи считают нездоровую психологическую атмосферу, которая царит в организации.
ФАКТ В ТЕМУ
Визитной карточкой блистательной французской актрисы Анни Жирардо стала психологическая мелодрама «Умереть от любви», повествующая о трагической любовной связи учительницы. В основе фильма лежала реальная история школьного преподавателя Габриэль Рюссье, которая покончила жизнь самоубийством, не выдержав осуждения и травли. Жирардо решилась на исполнение этой роли, желая вступиться за учительницу. Актриса так блистательно сыграла свою роль, что зрители стали сочувствовать Рюссье, осуждаемой прежде за любовь к молодому юноше, своему ученику.
Оставить комментарий