Рак, который можно вылечить: разговор с врачом

Казалось бы, совсем недавно опухоли головы и шеи казались буквально приговором. Этому есть много причин: расположены рядом с головным мозгом, растут очень быстро, удалять – очень сложно, кроме того, они очень умело «маскируются» под воспалительный процесс. Но наука не стоит на месте и наконец, благодаря работе медиков, стала возможной ранняя диагностика, качество жизни улучшилось, а после лечения многие пациенты могут вести привычный образ жизни.

 

лечение ракалечение рака

 
Вот что нам рассказал известный специалист в этой области И.В. Решетов, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, Директор Научно-образовательного и клинического центра «Пластическая и реконструктивная хирургия», проректор по инновационной работе ФГОБУ «ИПК ФМБА России».
 
Игорь Владимирович, а что это за группа заболеваний и насколько она распространена?
- Это, к сожалению, хорошо известные многим рак кожи лица и головы, полости рта (языка, например), полости носа и носовых пазух, гортани и наконец, рак щитовидной железы. Я поясню, почему с такой уверенностью говорю о том, что этот рак хорошо известен: каждый год впервые онкологический диагноз ставят у нас в стране около 440 тыс. больным. Так вот, на долю рака головы и шеи приходится ни много ни мало около 50 тыс. человек, это большая цифра, к сожалению.
 
А как им можно помочь, что для этого делается?
- Если заняться прицельным выявлением рака щитовидной железы, то практически в 80% случаев его можно выявить уже в первой стадии и более того, больного можно будет вылечить! Мы достигли многого – например, даже через 10 лет после операции ни у одного из пролеченных нами пациентов рак не рецидивировал. Операции сейчас мы проводим щадящие - вырезаем только маленький участок, причем шрам после нее остается совсем маленьким. Казалось бы, шрам – это мелочь по сравнению со страшным диагнозом, но, тем не менее, больные раньше очень тяжело переживали то, что надо прятать огромный шрам, повязывая платочки и надевая одежду с высоким воротником.
 
Что же нового может предложить лечение рака гортани?
- Каждый из нас хоть раз в жизни, но встречал людей, которые ходили с трубочкой в шее и не могли говорить – ведь раньше врачи были вынуждены удалять всю гортань и пациент замолкал в прямом смысле слова. Но сейчас, если болезнь нашли в ранней стадии, мы прекрасно все лечим лазером. Это называется фотодинамическая терапия.
 
Если это уже вторая стадия, значит, на помощь придут методы комплексной реконструкции с использованием биоинженерных технологий. Пусть нам придется удалить две трети гортани, но ее можно восстановить биоинженерными трансплантатами. Донором кости служит сам пациент, каркас делают из никеля, тканевую культуру берем у другого пациента (чтобы не расплодили раковые клетки). Если уже третья стадия, приходится удалять гортань целиком. И все же наши больные говорят – мы вживляем им искусственный клапан голоса. И не просто говорят, возвращаются к прежней работе – например, учителя.
 
Современные технологии могут все, получается?
- Они могут многое, скажем так. Ведь наши больные буквально недавно, лет 10 назад, почти все погибали в течение года после постановки диагноза, в живых оставалось не более 20%. Этот вид опухоли очень коварен и быстро доходит до основания черепа, а потом внутрь его. А это ведь крайне сложно вылечить: хирургу необходима радикальная операция, крайне рискованная – надо вскрывать полость мозга. Поэтому практически всегда предпочитали лечить консервативно.
 
Сейчас, опять же благодаря новейшим технологиям мы делаем так: вначале с помощью химиопрепаратов и радиологической аппаратуры, которая прицельно лечит только область опухоли, не задевая здоровые клетки, мы добиваемся уменьшению опухоли почти в два раза, после чего хирургическая работа становится возможна и заканчивается успехом. Это касается более 60% больных.
Но для этого тоже необходимы современные технологии – вначале мы с помощью лазера получаем трехмерное изображение и копируем его, на этой копии моделируется все оперативное вмешательство, более того, там же мы делаем модель восстановления лицевого скелета. Эту копию хирург берет с собой в операционную и проводит оперативное вмешательство. Сейчас мы можем даже сделать так, чтобы обе половины лица были идентичны. Используем при этом и донорские материалы (костные) и лабораторные (керамику и металлические материалы).
 
Люди после лечения могут сами есть, их лицо и челюсть имеют тот же вид, что был до болезни. Мы можем восстанавливать уши, носы, губы и прочее. Это очень важно, ведь раньше у таких больных лицо становилось обезображенным, а он сам стеснялся выходить из дома. 30% больных, которые подверглись такой операции, вернулись к любимой работе.
 
А как же защитить себя и близких?
- Как ни банально это звучит, но необходимо диспансерное обследование каждый год. Например, в конце прошлого года был проведен прицельный диспансерный осмотр 6500 россиян из 17 городов. И что оказалось? У 10% из них уже есть раковые и предраковые заболевания и их направили на дообследование и лечение. Наши коллеги из разных регионов РФ организовывают в онкодиспансерах «Дни рабочей диагностики», а онкологи из тех регионов, в которых трудно добраться до ближайшей клиники из-за природных условий (например, Кубани, Петропавловске-Камчатском и др.) сами выезжают в отдаленные села.
 
Поэтому, если вас мучает какая-то болезнь и долго не заканчиваются неприятные ощущения, необходимо, чтобы доктор взял мазок, например, гортани или соскоб в другой поверхности или биопсию, сделать УЗИ, КТ. Есть новые методики с использованием флуоресцентных веществ, которые светятся под определенной волной лазера, позволяют различить микрокомплексы рака гортани, еще не видимые глазу.
 
Беседовала Оксана Герасименко 

Читать MedikForum.ru в